Развитие и рост щенка.

  
Была ли полезной для вас эта информация?
Да, была.
Нет, не полезна.
Это слишком сложно и не интересно.
Очень интересно. Хочу знать больше.
Для голосования необходима регистрация на сайте
Всего голосов: 2
Дата окончания опроса: 05-10-2014
Опрос закончен.
НаградаНаграда
Сообщений: 11
Возрастные особенности щенков.

Рост и развитие щенков в зависимости от их возраста имеет свои характерные особенности, знание которых позволяет правильно организовать выращивание и воспитание молодых животных.
Под "ростом" понимается процесс увеличения размеров организма, его массы, происходящего за счет накопления в нем главным образом белковых веществ. При росте собаки отмечают увеличение массы ее тела и изменение его пропорций.
Под "развитием" понимают процесс усложнения организма, специализацию и дифференциацию его органов и тканей. То есть развитие - это качественные изменения содержимого клеток, органообразовательные процессы, которые проходит каждый организм от оплодотворенной яйцеклетки до взрослого, способного к размножению и сходного в основных чертах с родительским организма.
Рост и развитие щенков зависит не только от их возраста, но и от их количества в пометах, наследственных задатков, пола и от условий содержания и выращивания.
В служебном собаководстве до недавнего времени существовали несколько различные подходы в периодизации этапов развития собак. Так, по Зубко В.Н.: 1) эмбриональный (внутриутробный) продолжительностью 58-66 дней; 2) подсосный - от рождения до 1,5 месяцев; 3) щенячий - от 1,5 до 6 месяцев; 4) молодняк - от 6 до 8-10 месяцев и 5) молодые собаки - от 8-10 месяцев до 2-2,5 лет.
Мазовер А.П. также выделял пять периодов в развитии щенков, но несколько в иных возрастных интервалах: 1) период новорожденности - до 30-35 дней от момента рождения; 2) молочный период - от 30 до 60 дней (появление молочных зубов); 3) предполовой период - от 2-х до 6 месяцев; 4) период полового созревания - от 6 до 12 месяцев; 5) период физического развития - от 1 до 2-х лет.
Другие кинологи (Краснов В.К., Френкин Р.М., Орловская Е.П.) разбивают рост и развитие родившегося щенка на 4 периода: 1) от рождения до 4-х месяцев; 2) от 4-х до 6 месяцев; 3) от 6 до 8 месяцев; 4) от 8 месяцев и старше.
Изучение высшей нервной деятельности собак, проведенное учеными-физиологами, показывает, что изменения в развитии щенка бывают очень существенными даже на протяжении первого месяца жизни. Поэтому чем детальнее разбиваются первые месяцы жизни щенка, тем точнее определяются наиболее ответственные фазы его развития.
Щенки родятся в более ранней стадии развития, чем травоядные животные, а именно: в тот период, когда рост зародыша в длину уже начинает спадать, а интенсивный рост в высоту только начинается. Поэтому щенки при рождении и в первые дни своей жизни бывают коротконогими и широкотелыми.
В своей книге "Поведение собаки" Мычко Е.Н. пишет, что чем более высокоразвито животное, тем дольше период детства. Это связывается с незрелорождением, когда в течение утробного развития организм не успевает сформироваться полностью и его развитие продолжается после рождения, при этом наиболее поздно формирующейся системой оказывается центральная нервная. Мозг новорожденного щенка к моменту рождения не готов для полноценного функционирования и может развиваться лишь при сложной, комплексной, последовательной стимуляции со стороны окружающего мира, при взаимодействии растущего организма с окружающей его средой; полное созревание мозга собак наступает приблизительно к 22 неделе.
Принципиально важно то, что порядок конкретных шагов по строительству поведения закреплен (предопределен) генетически. То есть врожденным является не само поведение, а лишь программа формирования видотипичных форм поведения. Но как при строительстве здания нельзя перепрыгнуть или отменить отдельные фазы, двигаясь от фундамента до крыши, так и при "построении" поведения собаки. Во время этих фаз (этапов) последовательно стимулируются, структуируются и формируются определенные части растущего мозга. Выпадения, которые здесь наступают, оставляют не просто белые пятна в восприятии, навыках, мышлении собаки, но целые части мозга остаются гистологически и физиологически слаборазвитыми или даже неразвитыми. Насколько значительными окажутся последствия такого рода депривации, можно будет сказать только со временем, анализируя отклонения в поведении взрослой собаки.
Однако незрелость нервной системы для сложноорганизованного животного есть благо, мощнейший механизм адаптации, одно из серьезнейших достижений эволюции. По словам Мычко Е.Н., именно мозг, не закончивший своего развития, продолжающий формировать сложные нервные связи, способен к интенсивному обучению.
От правильного протекания онтогенеза зависит гораздо больше, чем это может показаться на первый взгляд - и черты характера, и темперамент, и способность к обучению, способность решать интеллектуальные задачи, правильно общаться и играть. Нарушение нормального, свойственного для данного вида хода онтогенеза приводит к такого рода нарушениям поведения и психики, которые не поддаются полной корректировке и оказывают влияние на характер и способности собаки в течение всей ее жизни.
"Критические периоды" - это периоды онтогенеза, в которые животные в наибольшей степени восприимчивы к воздействиям окружающего мира, только в ходе "критических периодов" и возможно обучение или инициирование развития определенных видотипических, обязательных программ поведения. Если же по какой-либо причине животное в определенный период времени не может "запустить ту или иную программу", не сталкивается с определенным опытом или возможностью потренироваться, либо запечатлеть необходимые образы, то в дельнейшем подобного рода обучение становится затруднительным или даже принципиально невозможным. Встречаются собаки, не умеющие играть друг с другом, не интересующиеся палочками или мячиками на прогулках, не любящие плавать, не умеющие ходить по крутым лестницам, пугающиеся любых громких звуков, боящиеся всех незнакомых людей или шумной улицы - все это, как правило, результат неправильного прохождения этими собаками "критических фаз" развития.


Стадии развития щенка и их особенности.

Эмбриональный (пренатальный) - период до рождения щенка. Состояние повышенного стресса у матери пагубно влияет на ее щенков. Стресс беременных сук следует избегать, особенно в последней трети беременности. Нормальное эмоциональное развитие имеют щенки из спокойной дружеской обстановки.

Постэмбриональный (постнатальный) период - период от момента рождения.
Каждый этап послеутробного развития состоит из ряда фаз и разделяется переломными, или "критическими периодами". Последние характеризуются определенными взаимоотношениями организма со средой и чувствительностью к тем или иным ее воздействиям. Как уже отмечалось, имеет место варьирование продолжительности периодов как между породами, так и в пределах одной породы. Чаще всего в постнатальном периоде развития собаки выделяют 5 периодов: 1) неонатальный, 2) переходный, 3) период социализации, 4) ювенальный и 5) взрослого состояния.

1) Неонатальный период (период новорожденности)
Этот период является ключевым для дальнейшего развития
поведения и психики животного в пределах нормы или патологии. Первый период жизни новорожденного щенка (18-20 дней) характеризуется быстрым ростом и совершенствованием
безусловно-рефлекторных реакций.
В первые 8 дней этого периода щенки удваивают свой вес. В нервной системе после рождения происходят огромные морфологические изменения. Головной мозг новорожденного щенка составляет не более 12% от массы головного мозга взрослой собаки. Он интенсивно растет и к концу второго месяца щенка достигает 3/4, а к концу 6-го месяца - почти полной массы мозга взрослой собаки.
Мозг новорожденного щенка отличается и по своему развитию. К моменту рождения лучше всего развиты те области центральной нервной системы, которые обеспечивают регуляцию функций, необходимых для его существования: пищеварения, дыхания и сосания. Кора головного мозга новорожденного щенка имеет уже хорошо развитые основные извилины. Однако нервные клетки (нейроны) в первые дни после рождения еще очень незрелы.
У щенков в этот период отсутствует свойственный взрослым суточный ритм сна и бодрствования, связанный с чередованием дня и ночи. У новорожденных щенков периоды сна равномерно перемежаются с периодами бодрствования, то есть сосания. Некоторая дифференцировка щенком периодов дня и ночи появляется, когда у него хорошо прорезываются глаза и он понемногу начинает выходить из логова.
Рефлексы и моторные функции относительно замедлены. К моменту рождения у щенка функционируют обонятельный, вкусовой, кожно-температурный и вестибулярный анализаторы. Основные реакции щенка - положительная реакция на теплую, покрытую шерстью поверхность. Только что родившийся щенок, еще будучи связанным пуповиной с плацентой, уже начинает свой путь к соскам и, достигнув их, начинает сосать. Эта врожденная пищевая деятельность в первые же часы становится сложнорефлекторной, "обрастая" условными связями. Постепенно движения щенка совершенствуются, он учится находить наиболее молочные соски, узнает запах матери.
В отсутствие матери все щенки собираются вместе и спят "кучкой" - это помогает им сохранять тепло, так как терморегуляция новорожденных еще несовершенна. Это так называемая реакция скучивания.
То есть поведение новорожденного щенка ограничивается общением с матерью: он отыскивает соски матери, неуклюже толкая ее передними лапками. Он различает запахи, ощущает боль, прикосновение, но еще не видит и не слышит. Голосовые сигналы выражаются жалобными призывами к матери, от которой в это время полностью зависит жизнь щенков. Новорожденные щенки не способны самостоятельно мочиться и испражняться. Мать подлизывает щенков, осуществляя таким образом массаж сфинктеров, и поедает все их выделения, поэтому в гнезде всегда чисто и сухо.
Для всех незрелорождающихся млекопитающих очень большое значение имеет непосредственный тактильный контакт с матерью, полноценной замены которому не существует. Он во многом определяет эмоциональную уравновешенность взрослых животных, "базовое доверие" животного к миру и его уверенность в своих силах.
Известны случаи, когда щенок, рано лишившийся матери и вскормленный вручную, всю жизнь остается пугливым, избегает тесного телесного контакта с сородичами и своими хозяевами, трудно адаптируется в новых условиях жизни (переезд, изменение состава семьи и т.п.). Как следствие, он часто терроризирует хозяев тем, что выбирает покусы основным средством общения.
В раннем постнатальном периоде ключевое значение для формирования поведения и психики взрослого животного имеет полноценный запуск и реализация врожденных поведенческих элементов, и в первую очередь - неонатальных реакций из функциональной сферы пищевого поведения новорожденных. Именно неонатальное пищевое поведение запускает и "возглавляет" весь ход развития и закладывает первый опыт обучения и базовое эмоциональное отношение к миру.
Так, в одном из опытов создавалась ситуация, когда у новорожденных щенков не было возможности во время сосания упираться лапами, делать так называемые "молочные шажки". Экспериментальную группу выкармливали из обычных сосок, а контрольную - из сосок, на которых перпендикулярно бутылочке был надет диск, о который упирались лапами новорожденные животные во время сосания. В результате животные из экспериментальной группы не могли разделывать крупные куски пищи, у них не были сформированы моторные навыки, нарушена координация действий передних конечностей и ротового аппарата, необходимые при расчленении туши убитого животного или большого куска мяса.
Помимо этого, отсутствие у щенков возможности делать "молочные шажки" приводило к тоническому напряжению передних конечностей, щенки растопыривали пальцы, у них одновременно были напряжены и мышцы-сгибатели и разгибатели. Когда на 40-50 день щенкам давали большой кусок мяса, у контрольных животных необходимая координация манипуляции лапами отмечалась сразу же, так что создавалось впечатление, что она врожденная, тогда как для щенков из экспериментальной группы понадобилось 3-4 дня для формирования необходимой манипуляционной активности.
Отсутствие у новорожденных щенков возможности массировать молочную железу матери во время кормления имело еще одно последствие. Уже отмечалось, что во время сосания у животных экспериментальной группы постоянно наблюдалось тоническое напряжение мышц передних конечностей, что приводило к гиперстимуляции активно формирующихся в этом периоде мозговых структур. Возникновение очагов с постоянно высоким уровнем возбуждения, в свою очередь, определило уровень эмоциональной уравновешенности этих животных. Собаки из экспериментальной группы выросли эмоционально неуравновешенными, что выражалось в неадекватно низком пороге оборонительного поведения. Эти животные часто создавали в группе конфликтные ситуации, никогда при этом не занимая высокого ранга в групповой иерархии.
Если новорожденные не тратят достаточных физических сил при сосании молока в первые дни после рождения, это приводит к гиперфагии у взрослых собак (постоянное чувство голода). Подобные животные активно конкурируют из-за пищи, создавая конфликты во время кормления. В итоге вследствие своей эмоциональной неуравновешенности оказываются неспособными встроиться в социальную структуру группы. У них впоследствии оказывается нарушена ритуализация поведения. Такой финал может объяснить следующая схема:
Щенки экспериментальной группы выкармливались из соски с диаметром мм. Уже после нескольких сосательных движений в течение 0,5-1 минуты они получали достаточное для физического насыщения количество молока, их желудки наполнялись (70-80 мл). Однако все щенки, несмотря на быстрое наполнение желудка, продолжали сосать молоко, так как психологически оставались голодными. Это были толстые щенки с отвисшими животиками, которые с трудом передвигались, однако постоянно хотели есть, испытывали постоянный эмоциональный дискомфорт.
У новорожденных щенков пищевая мотивация, то есть психологическое чувство голода, возникает только к концу первой недели жизни, до этого же процесс приема пищи определяется количеством физической энергии, затрачиваемой щенками при сосании. Чрезмерный прием пищи в раннем постнатальном периоде (легко доставалась) может увеличить объем желудка и как следствие - увеличить порог сенсорного (первичного) насыщения.
Таким образом, первый период в жизни щенка относится к подсосной стадии и является периодом безусловно-рефлекторной адаптации.

!2) Переходный период (21-35 дней)
Это - вторая половина периода новорожденности по Мазоверу и средняя часть подсосного периода по Зубко.
Примерно к концу второй недели жизни у щенков начинается переходный период развития нервной системы и поведения. Этот относительно быстрый период созревания органов чувств длится примерно две недели. В это время щенки из состояния полной зависимости от матери постепенно переходят к относительной самостоятельности. Начало его знаменует появление интереса к мясу и другой твердой пище. Одновременно с этим у щенка появляются жевательные движения - до сих пор ответом на любое раздражение ротовой полости было только сосание.
Переход от молочного питания к смешанному осуществляется в период, когда обонятельный, слуховой и зрительный анализаторы щенка уже достаточно созрели для восприятия и дифференцирования объектов внешнего мира и образования многочисленных условных рефлексов. В первую очередь у щенков формируются пищевые условные рефлексы, которые обеспечивают полноценный акт питания в то время, пока он еще находится в гнезде
На 10-12 день у щенков открываются глаза и почти одновременно вываливаются пробки из слуховых проходов.
К 16-му дню щенок может различать, откуда исходит звук, он начинает следовать за движущими объектами, хотя зрение у него еще очень слабое. Щенок начинает ходить. К концу переходного периода восприятие боли у щенка полностью сформировано. В это же время у щенка постепенно проявляются многие особенности поведения и эмоционального состояния, характерные для взрослой собаки. Проявляется четкая ориентировочная реакция, начинают формироваться условные оборонительные рефлексы. Щенок начинает отделяться от матери и других щенков, обследовать окружающее.
Для развития щенка этого возраста очень полезно каждый день понемногу знакомить его со всеми проявлениями окружающего. При этом щенку нужно дать возможность походить или поползать по разным покрытиям, побывать в местах с разной температурой. В поле зрения щенка должны находиться самые разные предметы, которые он может осмотреть, обнюхать, исследовать. Это поможет развить ему остроту зрения и двигательные способности. Для развития слуха у щенка полезно периодически негромко включать радио или телевизор. То есть развитие высших анализаторов,как и построение различного рода сенсо-моторных (прежде всего зрительно-моторных) координаций, происходит не само по себе, но в результате тончайшего взаимодействия между генетическими и средовыми факторами.
В этот период усиливается рост трубчатых костей, прорезаются молочные зубы.
Поскольку "критические периоды", в ходе которых незрелорожденные млекопитающие особо чувствительны к определенного рода моторному или чувственному опыту, встречаются на протяжении всего онтогенеза, то созревание и обучение требуют интенсивного и похожего на запечатление почти во всех функциональных сферах. Пищевая избирательность взрослых собак в значительной степени является результатом ограниченности рациона питания в детстве. Если до 2-х месяцев не познакомить собак со вкусом мяса, в дальнейшем они отказываются его есть.

!3) Период первичной социализации ( 35-80 дней)
Два предыдущих периода характеризовались изменениями в основных сенсорных системах и моторике, а в третий период происходит быстрое развитие социального поведения щенка. Это важный период по возможностям воспитательной дрессировки. Темпы роста тела, в том числе головного мозга, замедляются. Щенки уже живут без матери и питаются разнообразным кормом. Важной особенностью этого периода является способность быстро вырабатывать условные рефлексы. Щенки проявляют высокую активность в ознакомлении с окружающим (ориентировочно- исследовательский рефлекс). Этот рефлекс Павлов И.П. назвал "Что такое?", он достигает наибольшей интенсивности в этот период онтогенеза. Щенки настораживаются, поднимают уши, голову при действии каких-либо раздражителей, подходят к незнакомым предметам, лижут, берут в рот, грызут.
Резко повышается двигательная активность щенков, формируется ее дневной ритм. Двигательные упражнения благотворно влияют на развитие органов движения и на работу сердца, легких, мозга животных.
В этот период становится заметно, как щенки начинают активно общаться друг с другом, с матерью и с теми, кто их окружает. Именно в это время со щенком проще всего начать устанавливать взаимоотношения, на основе которых формируются все основные особенности социального поведения взрослой собаки. Даже незначительное воздействие на щенка в этот период скажется на его поведении в будущем. От того, сколько и как общается щенок в этом возрасте, определит, сможет ли он легко и свободно общаться со своими сородичами и с животными других видов.
Отрицательное влияние изоляции в этот период:
1. Изоляция от других собак в период социализации вызывает проблемы в общении с сородичами во взрослом состоянии. Собаки займут подчиненное положение. Они не умеют играть. Часто агрессивно-трусливы.
2. Отъем от матери ранее 7-недельного возраста нежелательно, иначе они лишаются необходимого общения с однопометниками.
3. Щенки без контакта с человеком в возрасте 4-12 недель боятся людей и их трудно воспитывать, они не могут стать хорошими компаньонами и трудно дрессируются.
!Примерно в 4-5 недель начинается отъем от матери, который полностью завершается к 7-10-недельному возрасту. В возрасте 8-9 недель щенки по запаху мочи и фекалий выбирают себе определенное место для опорожнения мочевого пузыря и кишечника. Это самое лучшее время для приучения щенка к чистоте в доме.
В конце периода первичной социализации щенки меньше внимания обращают на мать, а больше занимаются друг с другом.
Условные рефлексы у щенков этого периода развития, как отмечалось, вырабатываются быстро, но сохраняются в памяти недолго. Отмечается также особая опасность в этот период получения психической травмы. Щенка в это время легко испугать, он сильно реагирует на громкие звуки и резкие движения. Только со временем щенки начинают различать, какая ситуация опасна, а какая нет.
Это - самая критическая стадия в жизни щенка, это - экзальтационный период: процессы возбуждения преобладают над торможением.
Импринтинг
Первое и одно из важнейших событий в жизни социального животного - это импринтинг, в ходе которого запечатлевается образ своего вида и что является особенностью собаки - образ человека. Очень рано отнятые щенки, которых выкармливали люди, воспринимают себя именно как людей. При поздних контактах с собаками они общаются с ними неохотно, ограниченно, не отождествляя себя с этими животными. Импринтинг относится к первому периоду социализации (это период от 14 до 56 дней) и частично ко второму периоду социализации (его продолжительность от 45 дней до 5 месяцев).
Запечатление образа матери усиливает тягу молодой собаки к животным той же породы, что и она сама. Из этого образа собака получает ключевые характеристики внешности и поведения.
Импринтинг у собак в отличие от птиц, у которых это явление впервые было описано, не является одномоментным процессом. И человек не единственный вид, образ которого может быть запечатлен собакой в качестве "родного" вида. В некоторых овцеводческих хозяйствах щенки рождаются в кошарах, где содержатся овцы, и, повзрослев, воспринимают овец как возможный вариант своего вида.
Различают : 1) социальный импринтинг, направленный на формирование внутривидовых и межвидовых взаимоотношений (детский, родительский, половой и видовой); 2) экологический импринтинг, обусловливающий запечатление основных признаков экологической ниши; 3) пищевой импринтинг, благодаря которому животное осваивает возможные пищевые объекты и формирует пищевое предпочтение; 4) инструментальный импринтинг, к которому относят освоение видоспецифических поведенческих реакций и некоторых двигательных актов во время критического периода.
Импринтинг характерен для раннего этапа жизни молодых животных, отличающихся беспомощностью, незрелостью его анализаторных систем, зависимостью от родителей. Есть еще одна особенность импринтинга – отсутствие оценки биологической значимости усвояемой информации. Как правило, чувствительный период, во время которого возможен импринтинг, заканчивается к половому созреванию. Благодаря импринтингу человек воспринимается животным как представитель своего вида и включается в разряд социальных партнеров. За время импритирования щенок должен познакомиться со всем тем, что встретится в его жизни. Невозможность осуществления адекватного импринтинга приводит к серьезным нарушениям ВНД и поведения, затрудняет процессы дрессировки.
В течение первого периода социализации (14-56 дней) формируется понятие "МЫ". Щенок на всю жизнь запоминает, как должны выглядеть животные, к которым относится и он сам. Этому времени жизни щенка свойственно появление и буквально лавинообразное нарастание двух сложных поведенческих комплексов: игрового и неразрывно связанного с ним исследовательского. Его нервная система от великого множества контактов очень быстро утомляется, но и столь же быстро восстанавливается. Обычно выделяют три основные функции игры: 1) формирование познавательной сферы, 2) социальных отношений и навыков общения, 3) развитие видоспецифического поведенческого репертуара.
Формирование понятия "МЫ" зависит не только от внутренней готовности к этому процессу организма, но и от внешних факторов. Так, в случаях с собаками-париями, живущими в мегаполисах, равно как с волкодавами, обитающими в местах традиционного использования, может состояться запечатление только образа своего вида.
Суть второго периода социализации (1.5-5 месяцев) состоит в формировании индивидуальности, щенок начинает выделять себя из мира прочих существ, приобретает собственное "Я". Резко возрастают активность и самостоятельность. Однопометники уже не стремятся держаться все вместе. Игровое поведение является чуть ли не преобладающей активностью, приобретая более сложные и разнообразные формы. Игры становятся соревновательными, переходят в борьбу за место в щенячьей иерархии.
Щенок, выращиваемый в доме, именно в этот период причиняет владельцам максимум забот. Его исследовательская активность может привести квартиру в состояние руин. Щенок постоянно куда- то лезет, хватает в зубы что попало, бегает, прыгает, на прогулках увязывается за прохожими, влезает в кучи мусора, бесстрашно направляется к любым собакам. Многие хозяева именно в этот период наносят непоправимый ущерб психике щенка, часто наказывая его. А все не потому, что он непослушный, а потому, что его нервная система все еще несовершенна, процессы возбуждения и торможения не сбалансированы, а умение распространять внимание разом на несколько объектов отсутствует. Для него не существует понятие "чужие" на второй стадии социализации.
В онтогенезе собак существует опасный "критический период" - когда собаки особо чувствительны к запечатлению образов, связанных со страхом. Он приходится на 8-10 неделю. Немецкие кинологи уверяют, что это наименее благоприятный период для отделения собаки от привычной среды. В этот период могут запечатлеться различного рода травмирующие впечатления, вызвавшие страх и неуверенность. В дальнейшем это приведет к нежелательному поведению в течение всей последующей жизни собаки.
Есть мнение, что многие фобии собак (например, паническая боязнь выстрелов или хлопков салюта, или более "экзотические" (звонка в собственную квартиру, вида швабры) объясняются именно тем, что они получили соответствующий негативный опыт именно в этот "критический период". В целом нормальные по поведенческим реакциям, уравновешенные собаки проявляют локальные страхи, связанные с конкретным местом, предметом или субъектом.

4) Ювенальныйпериод(подростковый)-от12недель ! до 6-8 месяцев
Этот период продолжается до начала полового созревания. В это время происходит формирование типологических особенностей. До его начала все щенки ведут себя очень похоже - они контактны, игривы, легко возбудимы и практически не имеют ярко выраженных индивидуальных черт. Различия основных свойств нервной системы обнаруживаются к концу второго месяца жизни, но наиболее четкое выражение они приобретают к 3-4 месяцам.
Часто у щенков возникает пассивно-оборонительная реакция, резко изменяющая поведение и определяющая все последующие характеристики высшей нервной деятельности. По мере усвоения щенком закономерностей окружающего мира она уменьшается. Выращивание щенков в изоляции способствует развитию у них резко выраженной трусости в дальнейшем. Важно всячески разнообразить окружение щенка в этот период онтогенеза.
К этому моменту способность щенка к обучению развивается полностью, постепенно совершенствуются навыки общения и поведения. Общая активность возрастает, большую часть времени щенок посвящает исследованиям. Некоторые собаки в это время проходят дополнительную стадию развития органов чувств. Они стараются избегать всего неизвестного. Грубое наказание в это время, особенно провоцирующее агрессию, порожденную страхом, может непоправимо испортить характер животного.
В ювенальный период происходит смена молочных зубов, вырастают коренные зубы, происходит первая - возрастная линька. В период от 6 до 8 месяцев щенок увеличивается в росте главным образом за счет плоских костей скелета, костей таза и позвонков. Щенок становится сухим и сбитым, у него улучшается координация движений.

!5) Период полового созревания - после 6-8 месяцев
К этому времени рост щенка в основном заканчивается. На этот период приходится третий период социализации. Только сейчас, когда раннее детство заканчивается и начинается взросление, собака включается в структуру стаи. В этом периоде чужие собаки уже могут проявлять агрессию к подростку, социальное окружение сужается, количество дружественных связей оказывается ограниченным.
Суть третьего периода социализации в том, что собака разделяет мир по признаку "свои" и "чужие", к понятиям "МЫ" и "Я" добавляется "ОНИ". Последние тоже собаки, но априори они могут причинить вред, с ними надо быть осторожным.
Поскольку собака воспринимает человека как представителя своего вида, то и людей в ходе последнего этапа социализации они разделяют на своих и чужих. Реакция на чужих зависит от породы: у сторожевых и охранных собак отбор велся на агрессивное отношение к чужим, причем в ряде пород именно появление недоверчивой реакции на посторонних людей происходит очень рано, еще в период становления "Я". У таких пород третий период социализации вклинивается во второй, агрессивность появляется при первых же, еще очень слабых выбросах в кровь половых гормонов.
В других породах, где отбор велся на дружелюбное отношение к человеку, агрессия на него не появляется и на третьем этапе социализации.
Интересен третий период социализации у специализированных охотничьих пород, особенно у гончих. С наступлением полового созревания и взрослением не связано замыкание стаи, закрытие ее границ. Такого на больших псарнях никогда не происходило, поскольку состав собак постоянно менялся. Вместо этого шла своеобразная трансформация понятия "свой" применительно к человеку. В качестве своего воспринимается охотник с вполне определенной аммуницией. Для современной гончей подобным признаком "своего" человека-охотника является ружье. Это интересный случай, когда понятия "МЫ" и "ОНИ" являются атрибутивными у животных.
Именно на третьем этапе социализации собака включается во взрослую систему иерархии, приобретает определенный социальный статус. Первичная, щенячья, иерархия практически перестает существовать. Становится возможным заключение лояльных союзов. В расхожей шутке: "Против кого, братцы, дружим?" на самом деле скрыт глубокий биологический смысл. Пока окружающие сплошь добры к малышу, он может отвечать лишь большей или меньшей привязанностью, легко меняющейся и быстро забывающейся. Но стоит подростку понять, сколь по- разному к нему относятся прочие живые существа, и осознать, что одни могут помочь избежать неприятностей, доставляемых другими, как возникает основа для гораздо более глубокой и прочной привязанности, на почве которой и взрастает лояльный союз.
Лояльный союз всегда выгоден и взаимоприятен. Как бы сильно ни хотел щенок попасть под опеку доминанта, не случится этого, пока в союзе не окажется приятной стороны и для последнего.
Таким образом, особенность социализации у собак: 1) невозможность выделить четкие границы между критическими периодами, а сами периоды накладываются друг на друга; 2) еще не оканчивается критический период для понятия "МЫ", как активный щенок уже начинает познавать мир как индивидуальность, завязывает первичные личностные связи, формирует отношения, а понятие чуждости и непринадлежности к общности "МЫ" возникает в ряде пород и особо одаренных интеллектом собак уже во втором периоде социализации; 3) незавершение третьего этапа, продленная на оставшуюся жизнь инфантильность, атрибутивность понятия "СВОИ" - немыслимый для дикого животного феномен; 4) высочайшая сложность социального поведения собаки; 5) огромные различия в протекании социализации, в самой сути ее периодов между собакой и волком.

Социальная депривация.
Этим термином обозначают лишение или резкое ограничение социальных контактов. В естественных условиях щенок не может быть лишен социальных контактов с себе подобными, при проявлении заботы со стороны человека подобное происходит достаточно часто. В первом периоде социализации при искусственном выкармливании рано отнятых щенков отсутствие и длительное лишение контактов с другими собаками приводит к значительным и практически необратимым нарушениям большинства сложных поведенческих комплексов. Однако подобные случаи достаточно редки. Тем не менее нельзя пренебрегать явлением депривации.

Депривация во втором периоде социализации.
Чаще всего социальной депривации подвергаются животные именно в течение этого периода социализации. Особенно это свойственно для собак, выращиваемых в мегаполисах с неблагополучной эпидемической обстановкой. Щенка отнимают от матери в самом начале второго периода социализации, и он попадает в дом владельца. Желая предохранить малыша от смертельно опасных для него инфекций, владелец проводит курс вакцинаций и держит щенка на карантине, не выводя на улицу до приобретения прочного иммунитета. В результате первый выход на прогулку может произойти в 4 и более месяцев, а до этого момента щенок совершенно лишен контактов с другими собаками.
Это приводит к тяжелейшим последствиям для растущей собаки. В течение всего карантина она испытывает острейшую потребность в информации о себе подобных, такая информация является неотъемлемой частью социальной потребности. Отсутствие возможности общаться с другими собаками при достаточно ограниченных контактах с занятыми владельцами создает значительный социальный дискомфорт.
Выведенный после карантина на улицу щенок оказывается очень неуверенным в себе, он всего боится и не стремится к играм с другими собаками. Весь личный опыт собаки сводится к знанию собственной квартиры и ее постоянных обитателей. И это в то время, когда щенку именно во втором периоде социализации свойственно активно исследовать окружающее. Именно в это время он учится понимать символический язык демонстраций своих сородичей, запоминает большое количество поз, мимических движений и связывает их с действиями, которые они символизируют. Чем шире круг общения с другими собаками, тем больше таких символов он узнает и обучается воспроизводить в соответствующих ситуациях.
Если критический период социализации заканчивается, а животное не успело овладеть языком символов, в дальнейшем оно не сможет в полной мере выучить их, то есть ограниченно будет применять само и далеко не все будет понимать у других собак. Таким образом, при запоздалом знакомстве с прочими собаками щенок начинает их избегать.
Такое незнание символического языка, присущего собственному виду, оказывается бомбой замедленного действия. Щенок, не понимающий других собак, не просто глух и слеп с точки зрения коммуникативности, он не может вступить в контакты с ними, ему не с кем играть. Игру с соплеменником не может заменить никакая неживая игрушка и никакие забавы с хозяином. В социальных играх собака обучается не только правильному социальному поведению, без них невозможно и полноценное формирование полового поведения. Кроме того, в играх складываются сложнейшие двигательные комплексы, вырабатываются условные рефлексы, в отсутствие которых спаривание становится невозможным.
Еще один аспект, который тесно связан с социальной депривацией. При становлении личности, при утверждении первичной иерархии щенки очень легко переходят к грубым контактам, легко наносят травмы друг другу. Сформировать поведенческий блок, мешающий наносить увечья при конфликте, может только взрослая собака. Один щенок не может преподать другому понятие "чужая боль". Это может сделать только старшая собака, раз за разом она препятствует подобному поведению, причиняя боль инициатору конфликта и отпуская его, добившись криков боли виновника драки.
Щенок, не прошедший подобную школу, скорее всего не обучится обозначать действие символом, не научится демонстрациям. У собак демонстрации не являются строго наследствеными, очень многие их них передаются в качестве традиций семьи, стаи.
Таким образом, депривация на втором этапе социализации приводит к необратимым нарушениям комплексов социального, игрового, полового поведения. Вместо собаки в доме подрастает животное, чье поведение ущербно, непредсказуемо и состоит из плохо связанных друг с другом компонентов. К ним обычно добавляются повышенная пугливость и неуравновешенность нервной системы, которые также связаны с информативной депривацией. Такая собака неприятна в общении и негодна к работе.

Депривация в третьем периоде социализации.
Она не столь фатальна по своим проявлениям и может быть компенсирована, если до этого у щенка были нормальные социальные контакты. В естественных условиях депривируется аутсайдер, пока не найдет новых социальных партнеров. В домашних условиях от благополучных сверстников депривант отличается лишь повышенной нервозностью, которая у пород с развитой агрессивностью может оборачиваться вспышками не мотивированной на первый взгляд злобы.

Депривация взрослого животного.
Она вызывает сильный дискомфорт. Она принципиально не отличается от депривации в третий критический период. Она достаточно часто наблюдается у собак питомнического содержания и у тех, чьи владельцы очень занятые люди. С собакой мало общаются и гуляют, нет контактов с другими собаками. Животное испытывает острую потребность в информации вообще, в социальной информации в частности. За контакт с себе подобными или с человеком такая собака готова отдать что угодно. В практических целях подобную депривацию можно использовать в ряде случаев для коррекции поведения. Для деприванта общение может оказаться куда более весомым стимулом, чем поощрение кормом. Заставить флегматичную собаку выполнять действие, неинтересное для нее (например, подносить апортировочный предмет), можно, лишив ее общения. Получив минимум прогулок и внимания хозяина, флегматик будет готов работать, лишь бы хозяин был с ним.

Признаки ранней депривации.
- Уклонениеоттактильногоконтактаслюдьми.
- Нарушение материнского поведения: сука отказывается кормить, вылизывать щенков. Покидает их с первых дней после родов. Равнодушно относится к тому, что щенки откатываются или отползают от нее, к тому, что их рассматривают или трогают посторонние люди.
- Нарушение нормального полового поведения у кобелей. Отсутствие интереса к течной суке. Неактивность или избыточная суетливость.
- Плохо переносит нарушение привычной обстановки (передвигание мебели, появление новых предметов). Плохо переносит нарушение привычного режима (отказывается гулять, есть вне расписания).
- Трудное привыкание при смене владельца в раннем возрасте.
- Паническая боязнь определенных звуков.
- Стойкая пищевая избирательность.
- Напряжена на прогулках, панически боится машин. Боится
переходить улицу или группы людей. Напряжение спадает только на одном определенном месте.
- Вялость, инертность на прогулках - не играет с предметами и не апортирует их.
- "Нелюбовь" к традиционным собачьим "радостям" - плаванию, копанию в помойках, обнюхивание кострищ и т.п.
- Не инициирует игру с другими собаками. Не поддается на "провокации" даже со стороны знакомых собак. На дружелюбное приглашение познакомиться отвечает рычанием, оскаливанием зубов, выпадами. Подозрительность и напряжение при знакомстве с другими собаками, припадание к земле, поджимание хвоста, закладывание ушей - демонстрация неуверенности и подчинения.
Пассивно-оборонительная реакция в ответ на спокойное приближение собаки.
- Активное избегание незнакомых людей при свободном выгуле, боязнь их вплоть до мочеиспускания на своей территории, облаивание с дистанции. Невозможность контакта.

Последствия ранней сенсорной депривации.
Невозможность осуществления адекватного виду животного импринтинга приводит к ранней сенсорной депривации, вызывающей часто необратимые изменения структурной и функциональной организации ЦНС и ее анализаторов.
Различают 3 вида условий содержания животных:
А. Обедненные условия, когда сенсорные воздействия внешней среды или контакты с особями своего вида ограничены (содержание в условиях замкнутой территории с ограничением новых раздражителей). Они вызывают: 1) морфологические изменения ЦНС, которые выражаются в уменьшении по сравнению с нормой объема серого вещества мозга; 2) торможение формирования анализаторов; 3) сохранение рефлекса настороженности, характерного для молодых животных; 4) замедление угасания ориентировочно-последовательного поведения и привыкания к новой обстановки; 5) ухудшение сенсорно-моторной координации животных, чо в дальнейшем выражается в трудности освоения двигательных навыков; 6) активацию нервных образований отрицательного подкрепления, в результате чего животные стремятся исключить возможность получения отрицательного подкрепления даже за счет отказа от получения положительного; 7) снижение стрессоустойчивости и ухудшение состояния естественного иммунитета. содержания
Б. Нормальные или обычные условия содержания – это условия, максимально соответствующие экологическим особенностям вида или тем условиям, где животным предстоит существовать.
В. Обогащенные условия содержания подразумевают дополнительное наличие контактов с особями своего и других видов, различных игровых предметов, регулярную смену места прогулок, проведение игровых и специальных занятий. У таких животных отмечается увеличение числа нервных клеток, количество дендритных шипиков и синапсов (обеспечивают прерывистый контакт между нервными клетками), новых отростков аксонов (нервное волокно) и увеличение диаметра капилляров мозга.

Поведенческие проблемы по фазам развития.



Становление зоосоциальных норм поведения происходит во время дрессировок. Воспитание должно обеспечивать нормальное завершение развития НС, адекватную социализацию, становление заданных свойств темперамента и социального поведения, гарантирующих эффективное управление собакой, ее дрессировку и поведение.
Воспитание собаки так же, как и дрессировка, - научение и формирование поведения, но это формирование социального поведения. Если во время дрессировки происходит выделение нервно-мышечного аспекта актов поведения, то при воспитании акцентируется внимание на формировании знаний и понятий на социальной стороне поведения. То есть в целях воспитания можно пользоваться дрессировкой как приемом воспитания, но воспиание – это не дрессировка. Точно так же, дрессируя собаку, отчасти меняем ее «мировоззрение», но дрессировка – это не воспитание. Дрессировку и воспитание объединяет то, что они участвуют в формировании поведения.
Сообщений: 37
Очень познавательно, если есть статьи по поводу исправления поведенческих недостатков , с удовольствием почитаю! smile
НаградаНаграда
Сообщений: 11
Милена, а какие недостатки вас интересуют? Возможно вам нужно почитать о  Собака как стайное животное. Или Роль нервной системы в поведении собаки.
Сообщений: 37
Roman k9:
а какие недостатки вас интересуют?
моя младшая собака бесконечно на меня прыгает, не могу это убрать из ее поведения,
Roman k9:
Роль нервной системы в поведении собаки.
где это можно прочитать?
НаградаНаграда
Сообщений: 11
Милена:

Roman k9:
а какие недостатки вас интересуют?
моя младшая собака бесконечно на меня прыгает, не могу это убрать из ее поведения,
Roman k9:
Роль нервной системы в поведении собаки.
где это можно прочитать?

Это корректируется элементарно. Каждый раз в момент прыжка вы одновременно подставляете колено, собака ударяется об него грудной клеткой, что доставляет ей неприятные ощущения.
Сообщений: 37
Roman k9:

Это корректируется элементарно. Каждый раз в момент прыжка вы одновременно подставляете колено, собака ударяется об него грудной клеткой, что доставляет ей неприятные ощущения.
К сожалению это не помогает, это не первая собака у меня, такие элементарные вещи я уже испробовала,надо что-то еще придумывать
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
Питомец - Топ 1000 ТОП рейтинг сайтов о собаках. Лучшие собачьи сайты. Собачий рейтинг на Security-dog.org
 


 
Немецкая овчарка линии ГДР, предложения, обсуждаем породы и покупаем щенков © 2019
Sitemap ::Армия и призывники